13.01.2019

Математический праздник «Ярмарка задач»

Борис Кустодиев «Ярмарка» 1910.

Этот праздник можно устроить в классе на уроке, а можно сделать общегородским.
Фото и видео материалы на этой странице взяты в городе Томске, где такая большая ярмарка и проходила.

Действующие лица:

  • Распорядитель ярмарки — старшеклассник, а возможно и семиклассник высокого роста, с громким голосом
  • Скоморохи — человек 6-10 любого возраста
  • Торговцы — ученики старших классов, студенты или родители-добровольцы
  • Банкиры – учителя, а в Томском варианты сотрудники МПИ-проекта
  • Покупатели — ученики 5-7 классов (артели по 5 человек из разных школ, количество артелей устанавливается в процессе подготовки к празднику)
  • Зеваки — на праздник не допускаются

Оборудование ярмарочной площади

Исходя из принципа минимализма, лавки с товарами это просто столы, поставленные вдоль стен зала.
Над столами висят названия лавок, а на столах выставлены ярко оформленные тексты задач . (Оформление – это забота продавцов, так же как придумывание зазывных закличек, расхваливающих товар)

Продавец в лавке «Книги и открытки» ждет, когда покупательница (она в костюме мисс Мультиплик) начнет выбирать товар

Как работает ярмарка

Все начинается с вручения будущим гостям праздника и выяснения, сколько артелей ожидается на нем. Это нужно сделать дней за 10 до открытия ярмарки, чтобы хозяева успели решить все организационные вопросы, а гости — приготовить ярмарочные костюмы и собственное представление. В назначенный день и час  гости приезжают не одновременно. Каждый  прибывший изучает  распорядок работы ярмарки (объявления о нем висят везде, где можно) и получает при входе на ярмарочную площадь у дежурного банкира лицевой счет и кошель с МПИ-рублями в качестве безвозвратного и беспроцентного кредита (рублей по 200 хватит, но запас валюты должен быть достаточен).

С приходом первых гостей, минут за 20 до начала действия зазвучит ярмарочная музыка — балалайка, гармошка в записи, а если повезет  с музыкантами, то вживую. На «площади» заработают скоморохи и затейники. Чем их больше, тем лучше. Их задача — занять гостей разными играми — математическими, спортивными — любыми, чтоб дети не томились в ожидании и чувствовали себя вовлеченными в ярмарочную суету.

Когда все артели покупателей соберутся, ярмарка начинает свою работу с яркого выступления танцоров, после которого начинается представление скоморохов. Вот его зазывный текст:

Ух-ты! Ох-ты! Тара-рар!
Все спешите на базар!
Все спешите на базар!
Там ДЛЯ ВСЕХ готов товар.

Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары!
Покупальщики, идите
Да товар у нас берите.

Только, чтоб товар наш взять
Надо цену разгадать!
Надо цену разгадать —
Без нее товар не взять!

При товаре есть задача,
Коль решишь — твоя удача!
Цену ты узнаешь тут
И товар тебе дадут!

Ошибешься коль в задаче,
Не получишь ты ни сдачу,
Ни, тем более, товар
Зря пришел, знать, на базар!
Но не надобно стесняться,
Коль случится ошибаться,
Дверь другую отворяй —
Снова счастья попытай!
Много лавок на базаре:
В них товары на товаре.
Помни главный наш указ
Деньги тратить без проказ!
Покупатель, слышь, постой!
Дам совет тебе простой:
Выбирай товар прекрасный,
С ярлыком который красным.

Тот товар, слышь, без изъяну,
Сразу легкость даст карману.
А задача? — Что ж, она
Будет трудностей полна.

Синий коль ярлык приметишь,
Знай: товар неплох и тот,
Он дешевле! Но задачу
Ты решишь быстрее, вот!

Ну, а коль НЕ ХОЧЕШЬ думать,
Коль пришла такая блажь,
То ищи ярлык зеленый
Средь дешевых распродаж.

Облюбуешь как вещицу
И задачу к ней решишь,
Напиши на бумажицу,
И скорее в банк спеши

Коли верным будет слово,
То банкир твой счет возьмет
И запишет все толково:
Заплатил такой-то. Вот.

Ежли кто, такой случай,
Нас не понял невзначай,
Мы свою зазывну речь
Весим грамоткой за печь.

Средь базара печь стоит,
Из трубы сиз дым валит,
А из самой из печи
Вылетают калачи.

Покупатель! Их лови,
На базар валом вали,
Разбегайся-ка по лавкам —
Там задачи по прилавкам.

Правила торговли

  1. иди в любую лавку;
  2. выбери задачу, заплати продавцу;
  3. реши задачу;
  4. предъяви свое решение в банк;
  5. проследи,чтобы банкир поставил роспись, иначе задача не зачтется;
  6. беги за следующей покупкой в лавку.

Имей ввиду, что выгоднее покупать товары в разных лавках, банк за это начисляет проценты.

Цвет ярлыка тебе подскажет, какая задача дороже:

  • Красный ярлык — самая дорогая и трудная задача
  • Синий ярлык – задача подешевле и полегче
  • Зеленый ярлык — дешевая и легкая задачка

Собрание учителей

Обратите внимание на распорядок. Там есть строка про собрание учителей, на котором учителям можно предложить ответить на такие вопросы:

Собрание назначается как раз на время торга для того, чтобы не искушать ни артельщиков, ни наставников. Это мы о подсказках, от которых в атмосфере праздника учителям трудно удержаться.

Конец ярмарки

Длится торг час. Больше не нужно, иначе дети устанут и «погаснут». Пусть лучше они жалеют, что им не дали еще времени на решение задачек. Через час наступает время пряников, морса и напряженной работы по подсчету истраченных денег. Пряники и морс разносят скоморохи и распорядитель ярмарки, подсчет денег, анализ заполненных ведомостей и определение победителей ведут банкиры (их должно быть не меньше семи).

Пока банк работает, артельщики отправляются в актовый зал школы и попадают на концерт учеников школы-хозяйки.

На пряники, концерт и песни, которые распевает уже весь зал уходит час или немного меньше — это зависит от скорости работы банка. Когда подсчет окончен, начинается представление артелей, тут важный организационный момент — каждое представление не должно длиться больше двух-трех минут. Артели представляют себя и свое отношение к учебникам математики.

На Томском празднике, шестиклассники, например, придумали финал истории про Ивана Царевича и Елену Прекрасную , в котором нашлось место для обыкновенных дробей. Семиклассники привели на ярмарку Шерлока Холмса. А забавно причесанные пятиклассники изображают героев Муми –дома. И распевают о жизни в Муми-доме, об Ученом Ондатре, о Хемуле и его коллекции чисел, об авторах МПИ-книжек и о самом главном – о дружбе, которая начинается, представьте себе, с задачки!

От задачки станет веселей.
От ответа наш Ондатр улыбнется.
Так пусть грустный Хемуль рассмеется
И коллекцию продолжит поскорей.

И тогда наверняка вдруг воскликнут: это да!
Наши авторы закружатся, как в вальсе
С голубого ручейка начинается река
Ну, а дружба начинается с задачки!

Когда выяснится число школ-участниц, с ними следует согласовать и число концертных номеров.
Концерт не должен занимать больше 30 минут.

Финал, награждение

И наконец, финал праздника — вручение наград, грамот, призов покупателям.
Ведет процедуру распорядитель ярмарки и его помощники при условии, что делают это они в хорошем темпе. Важно не затянуть финал.

Поводов для награждений можно напридумывать много, все зависит от того, как у вас будет обстоять дело с выдумкой и с количеством раздобытых призов. Конечно же должны быть награждены купившие и решившие больше всех задач артели!

Продавцы выбирают и награждают понравившихся покупателей и, покупатели выбирают самого хорошего на их вкус продавца, банкиры же придумывают что-то приятное для учителей – наставников артелей…

Вручается награда и самым успешным торговцам, и награда за маскарадные костюмы, за их оригинальность, исполнение, умение носить.

И, наконец, авторы МПИ-проекта вручают грамоты и призы семерке победителей.

Склад задач

Да! Важное и самое трудоемкое — это создание склада задач!

Помощниками тут могут стать ваши же ученики-старшеклассники. Пополняя склад, да и используя уже имеющиеся в нем задачи проследите за тем, какую справочную информацию нужно сделать доступной для детей (могут быть, например, задачи, в которых фигурируют алтыны и полушки, а ответ нужно дать в рублях)

Задача №1

За 0,4кг печенья заплатили 48 рублей. Сколько стоит 1 килограмм печенья? Сколько кг печенья можно купить на 150 рублей?

Задача №2

На трех полках 545 булок. На первой полке в 5 раз больше, чем на второй, а на третьей 143 булки. Сколько булок на первой полке?

Задача №3

В двух баках хранится зерно. В первом баке зерна в три раза больше, чем во втором. Из первого бака взяли 24 кг, а во второй добавили 32 кг. После этого во втором баке стало зерна в 2,5 раза меньше, чем в первом. Сколько зерна было в каждом баке первоначально?

Задача №4

Если  каждый пакет положить по 2 кг крупы, то для всей крупы не хватит 10 пакетов, а если положить по 3 кг в пакет, то останется 20 свободных пакетов. Сколько крупы и сколько пакетов было?