27.07.2019

О проекте

Учебно-методический комплекс «Математика. Психология. Интеллект» включает учебники, учебные пособия, рабочие тетради, развивающий программный комплекс.

Комплекс выполнен в рамках психодидактического подхода, при котором конструирование содержания, форм и методов обучения основано на интергации психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности. Учебно-методический комплекс создает условия для обогащения различных форм умственного опыта. Учебные тексты (и в учебнике, и в учебных книгах) организованы так, что знание не дается в готовом виде. Ученики постепенно и самостоятельно осознают целесообразность вводимых формулировок правил и теорем, подводятся к новым понятиям. Учебные тексты способствуют индивидуализации процесса обучения за счет использования разных форм предъявления учебной информации (словесно-логической, визуальной, предметно-практической, эмоционально-метафорической).

Учебно-методический комплекс содержит разнородные по содержанию тексты (констатирующие, объяснительные, проблемно-рассуждающие, альтернативные). С помощью учебных текстов школьники учатся навыкам самоконтроля (готовность сказать себе «стой», найти ошибку в предложенных решениях и рассуждениях). Все практикумы носят разноуровневый характер.

В учебно-методический комплект «Математика. Психология. Интеллект» входят: учебники для 5-9 классов; учебные книги для 5-6 классов, включающие практикумы-задачники, и практикумы-задачники для 7-9 классов; рабочие тетради для 5-6 классов; электронные образовательные ресурсы к учебникам; электронные учебники; программы по математике для 5-6 и 7-9 классов; методические пособия для учителя. УМК «Математика. Психология. Интеллект» создает условия для продуктивного усвоения математики, развивающий инженерное мышление и расширяющий творческие возможности учащихся. Материалы УМК внедрены в образовательных учреждениях г. Томска, Томской области и 14 регионах России.

Учебники

Учебники способствуют актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся. Они построены с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.

Деятельностный подход

Средствами учебного текста, в том числе за счет мотивации необходимости перехода к новым понятиям и методам, ученики включаются в деятельность по самостоятельному «добыванию» новых для них знаний. Текст сконструирован таким образом, чтобы обеспечить формирование у учащихся общих учебных умений (сравнивать, обобщать, оценивать, прогнозировать, выбирать наиболее рациональный метод решения, осуществлять самоконтроль и т.д.), без которых продуктивная учебная деятельность невозможна. В разных разделах учебников предусмотрены различные формы учебной деятельности: исполнительская, исследовательская, проектная. В учебниках содержится материал, развивающий интерес к разным приложениям математики, что создает предпосылки для понимания роли математики.

Личностно-ориентированный подход

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации учебного материала отражена следующим образом: учебная информация предъявляется в разных формах (словесно-логической, визуальной, предметно-практической), что позволяет ученикам с разными познавательными склонностями успешно усваивать материал; активно используются житейские знания учеников и их личный опыт; ученикам предоставляется возможность проявить свои интуитивные впечатления, догадки и предположения.

Компетентностный подход

Последовательность учебного материала построена таким образом, чтобы не только обеспечивать формирование основных понятий, но и развивать осознанное, произвольное отношение учащихся к тому, что с ними происходит в процессе обучения. Создаются условия для того, чтобы ученики могли применить усвоенные теоретические знания в разнообразных практических ситуациях, в том числе работая в режиме проектной деятельности.

Учебные книги

Учебные книги для учащихся 5–6-х классов ставят своей целью помочь школьникам в усвоении учебного материала, сформировать у них умение учиться, развить универсальные учебные действия учащихся.

Учебные книги написаны в форме диалога. Выбор диалога для каждой из книг обусловлен математическим содержанием учебного материала, психологической функцией данного учебного пособия. Благодаря диалогу школьники учатся понимать точку зрения собеседника, точно и понятно формулировать свои мысли, воспринимать неожиданную информацию, правильно реагировать на противоречия, иными словами, они получают образцы интеллектуального поведения при решении возникающих задач.

Основные понятия, факты вводятся постепенно, после подробного рассмотрения примеров. Учащиеся получают возможность следить за рассуждениями, учатся аргументировать свои выводы, не бояться делать ошибки и т.д. Учебные книги настраивают учащихся на самостоятельное получение элементов теории, содержат вопросы, которые формируют умения работать с учебной информацией, контролировать успешность своей деятельности.

В этих книгах содержатся специальные разделы под названием «Психологический комментарий», в каждом из которых излагаются общие сведения об определенном проявлении интеллектуальной деятельности, а так же предлагаются простейшие процедуры интеллектуальной самодиагностики с элементами интеллектуального тренинга. Этот материал продается в форме заданий, игр, бесед, рассказов.

Рабочие тетради

Каждая рабочая тетрадь посвящена теме школьной математики и содержит три раздела, в которых содержатся задания разной направленности. Эти задания создают условия для того, чтобы независимо от варианта школьного учебника ученик имел бы возможности работать самостоятельно, под руководством учителя или с участием родителей.

В первом разделе собраны задания, которые носят обучающий, тренировочный характер и оснащают каждого ученика дополнительным дидактическим материалом по данной теме. Задания второго раздела, углубляют знания детей по теме, нацеливают на наблюдение, выявление закономерностей, обобщение, формулировку вывода, применение знаний при составлении своих заданий. Это способствует развитию общих интеллектуальных умений учащихся.

В обоих разделах есть задания, обучающие школьников приемам работы с текстами, которые представляют собой фрагменты учебников по математике разных времен, энциклопедий или работ известных педагогов-математиков.

В третьем разделе предлагаются задания исследовательского, творческого, олимпиадного характера. Они позволяют ученику проявить свои математические способности, творческую инициативу, оценить свои возможности относительно участие в олимпиадах и других математических конкурсах. Каждая глава сопровождается заданием для самоконтроля.

Задачники-практикумы

Задания практикумов позволяют дифференцировать работу с учениками. Учат их целесообразному выбору заданий, формируют умения планировать, контролировать свою учебную деятельность, быть творческими при изучении учебного материала. Чаще всего задания содержат два уровня. Первый уровень способствует усвоению понятий и применению их в простейших ситуациях, отработке отдельных шагов алгоритмов соответствующих действий, формированию умения осуществлять самопроверку и т.д. Второй уровень развивает самостоятельность учащихся, умения работать с информацией, искать закономерности, обобщать изученный материал, переносить знания в новые ситуации и т.д.

Через специальные задания в практикумах формируются элементы математического моделирования. Так, для развития элементов математического моделирования при решении текстовых задач используются, так называемые, правильно поставленные задачи, а также задачи с недостаточными, избыточными и противоречивыми данными; задания, связанные с изменением условия или вопроса задачи; задания на составление задач.

Развивающий программный комплекс

Развивающий программный комплекс имеет структуру и содержание, создающие условия для выстраивания учащимися собственной траектории изучения математики, осуществить выбор уровня тренажа и контроля, выполнить исследовательскую работу. Программный комплекс помогает организовать работу на уроке с разными учащимися, так как содержит мультфильмы; учебные, развивающие игры, учат работать со справочниками, развивает алгоритмическую культуру и т.д.

  • В обучении демонстрируется алгоритм выполнения данного действия с необходимыми пояснениями на примерах.
  • При формировании примеров во всех видах работы не используются числовые константы: все числа заданным критериям генерируются внутри программы.
  • В тренировке нет ограничения на количество примеров, выход из тренировки осуществляется по желанию ученика.
  • Во время тренировки доступна «Шпаргалка» – краткий теоретически материал.
  • В контрольной работе предусмотрены только отметки «4» и «5», в случае получения более низкого результата (выполнено правильно мене 60% заданий), предлагается повторить и повторно выполнить контрольную работу.